Договор является основным документом, регулирующим отношения продавца и потребителя. Он должен учитывать как интересы сторон, так и положения действующего законодательства. Если в документ будут включены пункты, ущемляющие права потребителя, предпринимателя могут ждать неприятные последствия.
В этой статье мы перечислим запрещенные по закону условия, а за составлением и анализом действующих договоров вы можете обратиться к нашим юристам.
Какие правки были внесены и какие последствия могут ожидать нарушителей?
Обновленная редакция закона РФ «О защите прав потребителей» действует с осени 2022 года. В ней положения, ущемляющие права потребителя, определяются как ничтожные. Раньше нарушения нужно было выявить и оспорить через судебный иск, а сейчас они просто не принимаются во внимание. Эти пункты не защищают предпринимателя от возможных убытков, так как первичными будут положения закона. Если нарушение принесло потребителю убыток, то продавцу необходимо его возместить полностью в срок до 10 дней после заявления требований.
Причем под продавцом понимается широкий круг лиц, в который входят уполномоченные организации и индивидуальные предприниматели, исполнители и изготовители, импортеры и владельцы агрегаторов.
Согласно статьи 14.8 КоАП РФ предпринимателя также можно привлечь к административной ответственности: за каждый документ с запрещенными условиями можно получить штраф. Для этого потребителю даже не нужно подавать судебный иск, а достаточно написать жалобу в Роспотребнадзор.
Какие пункты нельзя включать?
Законодательный орган перечисляет условия, которые действительно часто встречаются в договорах и являются причиной споров. Причем ошибки совершают как небольшие организации, так и крупные компании. Чтобы не быть голословными, приведем несколько случаев из практики.
Примеры нарушений:
- принудительное рассмотрение судебных споров по месту нахождения продавца, а не потребителя;
- обязательное страхование для того, чтобы иметь возможность заключить договор;
- выплата штрафа или невозврат предоплаты при расторжении договора потребителем, когда по закону нужно компенсировать лишь фактические расходы продавца;
- уход продавца от выплаты неустойки или возмещение полученного убытка только в рамках стоимости товара;
- обозначение конкретного вида оплаты, когда выбор использовать карту или наличные лежит на потребителе;
- обязательство решать конфликты через досудебную претензию, где такой порядок не требуется.
Это лишь несколько нарушений, соответствующих закону с поправками 2022 года. Более подробно условия, которые запрещено вносить в текст, описаны в статье 16.2 закона N2300-1 Российской Федерации «О защите прав потребителей».
Какие ограничения указаны в законе?
Для удобства мы выделили главные смыслы и распределили пункты, которые запрещено использовать в договоре, на три группы. Это только справочная информация, а ознакомиться с полным текстом можно в законодательном акте.
Кроме перечисленных ниже в текст нормативного документа включен отдельный пункт с иными условиями. Это любые положения, которые нарушают законодательство РФ по защите прав потребителей и/или международные договоры.
Нарушения на этапе заключения:
- вынуждение покупать товары/услуги для покупки других;
- ограничение способов и форм оплаты товара/работы/услуги.
Нарушения во время действия документа:
- оказание дополнительных услуг, требующих оплаты, без предварительного согласования с потребителем;
- штрафы и иные обязательства, мешающие потребителю свободно отказываться от оказания услуг по договору;
- сокращение ответственности за невыполнение или ненадлежащее выполнение обязательств продавца без законных оснований;
- замена положений в договоре или уклонение от его выполнения продавцом в одностороннем порядке;
- расторжение договора до истечения срока по инициативе продавца и причинам, не обусловленным действующим законодательством.
Нарушения в способах решения конфликтов:
- обязательство использовать досудебный этап решения споров, когда он не закреплен законодательно;
- ограничение потребителя в выборе судебной инстанции по территориальному принципу;
- снижение законной неустойки;
- ущемление в части использования средств и способов для отстаивания своих прав потребителем;
- сокращение выбора претензий, которые может предъявить потребитель в случае поставки товаров ненадлежащего качества;
- удовлетворение претензий потребителя по товару с недостатками при учете условий, не связанных с недостатками;
- обязательство для потребителя доказать обстоятельства, когда это не обусловлено законодательством.
В некоторых случаях предприниматель может не знать, что в тексте договора есть пункты, которые могут быть признаны как противоречащие закону. В связи с этим важно регулярно проводить аудиты документации, чтобы вовремя приводить их в соответствие с действующим законодательством.
Компания «Простые решения» оказывает комплексные услуги для бизнеса. В нашей команде есть опытные юристы, бухгалтеры и кадровики, которые следят за изменениями законодательства. Запись на индивидуальные консультации к специалистам — по телефону, через электронную почту или форму на сайте.