Несмотря на наличие страхового полиса ОСАГО, виновник аварии несет большую часть ответственности. Он должен возместить ущерб пострадавшим, который превысил выплаты страховой. Кроме того, компания-страховщик может предъявить виновнику свои финансовые требования. Они и носят название регресс.
В статье мы разберемся, в каких случаях регресс правомерен и что делать после его предъявления. Это поможет вам выбрать правильную стратегию и быть со страховщиком на равных.
Когда возможен регресс?
Изначально ситуация кажется несколько странной. Человек покупает полис у компании, чтобы при наступлении страхового случая она делала выплаты за него. Однако страховщик имеет право частично или полностью взыскать сумму нанесенного ущерба со страхователя. Кроме того, после происшествия повысить стоимость следующего полюса для виновника ДТП.
Ответ кроется в законе об ОСАГО (N40-ФЗ 25.04.2002, статья 14) и заключенном договоре страхования. Основанием для взыскания регресса со страхователя может стать:
- нахождение виновника в состоянии алкогольного/наркотического опьянения и отказ от медосвидетельствования
- водитель без водительских прав, не прописан в полисе или скрылся с места происшествия
- виновник не направил экземпляр заполненного вместе с потерпевшими бланка извещения
- автомобиль не был предоставлен для экспертизы по требованию страховщика или подвергся самостоятельному ремонту до осмотра
- авария произошла после истечения срока действия полиса ОСАГО
- предоставление неверных данных, приведших к снижению величины страховой премии (например, умолчание о работе в такси)
- авария вследствие использования прицепа, о котором не было известно при заключении договора страхования
- умышленное нанесение ущерба пострадавшей стороне
Ключевое здесь — неправомерные действия виновника ДТП. При нарушении указанных требований открывается возможность регресса, то есть взыскание суммы ущерба со страхователя. Компании активно пользуются этим правом, но должны доказать вину страхователя. Это довольно легко, поэтому страховые часто выигрывают такого рода суды. Однако в некоторых случаях все же можно обезопасить себя и избежать возможных санкций.
Что делать при получении извещения?
В течение 3 лет после аварии виновник может получить уведомление о регрессе. Это официальное письмо от компании, где прописана суть требований, сумма и сроки возмещения. При отсутствии возражений можно сразу оплатить регресс. В этом случае другого ответа не понадобится.
Если требования или их сумма вызывают сомнения, то нужно составить ответное письмо. Его необходимо отправить в течение 30 дней. В противном случае выиграть спор со страховой будет сложно.
Прежде чем дать мотивированный отказ от выплат, стоит разобраться в ситуации. Сначала необходимо проверить соблюдение процедуры регресса страховой и собрать доказательства своей невиновности. Стоит проверить сроки и причины предъявления претензии. В том числе оценить результаты экспертизы, если она была проведена без вашего присутствия. В роли доказательств могут выступать фото, видео, документы и показания свидетелей. Далее выбранную правовую позицию нужно изложить в ответном письме. Это может быть полный отказ от ответственности или снижение суммы возмещения.
Если страховая компания не согласится с возражениями, то скорее всего подаст иск в суд. В ходе разбирательств будет вынесено решение. Очень вероятно, что суд будет на стороне страховщика. Компания просто не будет начинать тяжбу не имея веских оснований и доказательств. Однако любое решение суда можно попробовать опротестовать. Для этого нужно выстроить защиту и подать апелляцию в течение 30 дней.
Как выиграть спор со страховой?
В первую очередь важно уделить внимание тексту ответного письма. Перед его написанием нужно понимать, каким образом вы будете защищать себя в случае суда. Кроме того, в документе необходимо использовать правильные формулировки, которые не смогут быть использованы против вас.
В связи с этим сразу после получения требования от страховой стоит обратиться к опытному юристу. Он оценит перспективы дела, поможет собрать доказательства, а также подберет выигрышную позицию. В некоторых случаях грамотное ответное письмо помогает избежать судебного процесса. Если без разбирательств не обойдется, то оно станет прочной опорой для построения защиты в суде.
Компания «Простые решения» возьмет на себя урегулирование вашего спора со страховой. Наши юристы имеют обширную судебную практику, поэтому составляют стратегию с учетом реальных выигранных дел. Позвоните нам, чтобы задать оставшиеся вопросы, проверить текст ответного письма или заказать юридическое сопровождение. Устная консультация будет для вас бесплатной.