Когда человек приходит в страховую компанию, то планирует защитить себя от лишних рисков. Однако сам договор порой содержит пункты, которые могут привести к проблемам во время выплат. Что уж говорить о процессе возмещения, когда страховые часто стараются минимизировать свои потери.
В этой статье мы подробно расскажем про страховые споры: на какие виды и категории делятся, что нужно для их решения и как избежать возможных разногласий. Прочитав ее, вы будете знать о вариантах развития событий и какими способами можно восстановить свои права.
Какие споры относятся к страховым?
Страховой договор позволяет сократить финансовые потери при наступлении неблагоприятных событий. Чаще такого рода документы составляют, чтобы получить выплаты при ДТП, появлении проблем со здоровьем, порче ценного имущества. В документе прописывают обязанности сторон и особенности начислений за страховые случаи. Если неблагоприятное событие происходит, то участники договора должны исполнить свои обязательства.
Тем самым трения между страховщиком и страхователем возникают в основном вокруг договора, являющегося первичным документом этих отношений.
Споры можно разделить на 3 вида:
- Преддоговорные. На этапе заключения договора могут возникнуть несогласия с некоторыми пунктами. Такие дела редко решаются в суде: текст документа корректируют либо страхователь уходит в другую страховую компанию.
- До наступления страхового случая. Во время действия договора могут возникать трения на фоне несвоевременного внесения взносов, пролонгирования, досрочного прекращения, изменения положений документа. Они могут решаться как мирно, то и в судебном порядке.
- При наступлении страхового случая. Перед перечислением компенсации возникает наибольшее число разногласий: по признанию события страховым, срокам и размерам выплат, непредоставлении пакета документов, действительности подписанного договора. Здесь вероятность решения дела через суд выше, чем в других случаях. Стороны активно будут защищать свои права, в том числе привлекая юристов.
Как видите, оба участника могут не соблюдать договоренности, что приведет к разбирательствам в суде. Чаще всего классификация дел производится по сути претензий:
- несвоевременная выплата взносов,
- затягивание рассмотрения случая,
- задержка страховых выплат,
- заниженный размер компенсации,
- признание договора недействительным по причине изменившихся рисков.
Отдельно необходимо выделить ситуации, когда страховая компания готовится к банкротству. Этот факт может усложнить выполнение ряда пунктов договора. Если страховой случай не наступил, то возможно расторжение соглашения с возвратом части взносов. Однако здесь нужно не упустить время. Если событие произошло и компенсация не перечислена, то важно успеть попасть в список кредиторов. Тогда появляется шанс на получение положенных выплат.
Примеры страховых споров
Самые частые разногласия между сторонами договора: отказ в выплатах и занижение размера компенсации. Сейчас мы приведем несколько ситуаций из практики, чтобы было нагляднее.
Страховая компания может оказаться пострадавшей стороной, если страхователь искусственно создаст проблемную ситуацию. Например, намеренно устроит пожар, чтобы получить выплаты за недвижимость. Если это будет доказано через суд, то страховая компания освободится от обязательств. Так же страховая компания будет права, если увеличит сроки выплат из-за непредоставления полного пакета документов. Оговоренный законом период начинает отсчитываться после получения всей необходимой документации.
С другой стороны, некоторые страховые неправомерно пытаются отказаться от выплат или снизить их размер. Яркий пример — оценка ущерба по износу и ценам закупки, которые не соответствуют реальности. В этой ситуации восстановить справедливость поможет независимый оценщик и составление судебного иска. Отказ от выплат может быть инициирован из-за непризнания случая страховым: назначение участника ДТП виновником без проведения экспертизы. Здесь также придется защищать свои права в суде, подготовив доказательную базу.
Способы решения страховых споров
Как и многие другие разногласия, споры со страховой компанией могут решаться через мирное соглашение или судебное разбирательство. Если изложить в письме требования и указать на возможное обращение в суд, то страховщик может изменить свою позицию.
Когда мирно решить дело не получается, то нужно подготовить пакет документов для судебного иска. Во многих случаях судья будет на стороне страхователя и обяжет страховую компанию выплатить компенсацию. Сложившаяся практика тому подтверждение. Однако нужно правильно выбрать правовую позицию и подкрепить ее документами.
Как избежать проблем со страховой?
Заблаговременно узнав о рисках заключения договора страхования, можно защитить себя от многих проблем. Перечислим основные моменты, на которые стоит обратить внимание всем.
- Внимательно читать договор перед тем, как его подписать. Это касается как основного документа, так и всех вносимых изменений и доп соглашений.
- Выполнять свои обязательства: вовремя уведомлять страховую о случившемся и об изменениях в вероятности риска; вносить взносы и предоставлять документы в оговоренный срок.
- Следить за деятельностью компании — при появлении информации о подготовке к банкротству заявить о сложившейся задолженности, чтобы вовремя оказаться в списке кредиторов.
- Консультироваться с юристом до заключения договора и при возникновении разногласий со страховой компанией. Он поможет выбрать выигрышную позицию и защитить свои права в суде.
Компания «Простые решения» поможет вам решить спор со страховой, а также снизить риски при заключении договора. Наши юристы оценят документацию и при необходимости построят стратегию для защиты ваших прав через суд. Позвоните или напишите нам, чтобы получить бесплатную консультацию и обезопасить себя.