Случается, что страховая пытается отказать в выплатах или занизить сумму ущерба от аварии, затягивает выплаты или сроки ремонта. В результате возникает конфликт, который можно попытаться решить разными способами. В этой статье мы расскажем, как можно повлиять на страховую или добиться разрешения дела через суд.
Способы разрешения конфликтов со страховой компанией по ОСАГО
Первое правило споров со страховой — заявлять о своем несогласии как можно скорее. Это даст возможность по свежим следам собрать доказательства своей позиции, а также снизить риски в случае банкротства или отзыва лицензии у компании.
Первый и обязательный для такого рода дел этап — досудебное урегулирование спора. Если письменная претензия игнорируется или не помогает решить спор, то можно обратиться с жалобой в контролирующий орган. Следующим шагом может стать исковое заявление в суд.
Досудебное урегулирование разногласий
Заявить о своих претензиях нужно в виде документа, который обычно отправляется заказным письмом с уведомлением о получении и может дублироваться на официальную электронную почту компании. Текст вы можете составить в свободной форме.
В претензии необходимо указать суть требований, данные сторон, намерение в дальнейшем обратиться в суд. Ссылки на законодательство, нарушенные пункты договора или другие документы (например, результаты независимой экспертизы у лицензированной компании) тоже включаются в текст.
Важно готовить претензию с учетом того, что позже она может стать частью заявления в суд. Его будет изучать как судья, так и юрист страховой для выстраивания защиты.
Если для подтверждения позиции в претензии нужно провести дорогостоящую экспертизу, то лучше сходить на консультацию к юристу, который обозначит возможные перспективы. Это поможет избежать необоснованных затрат.
По закону страховщик должен ответить на претензию в течение 10 дней без учета нерабочих праздников или удовлетворить требования в полном объеме. Если ответ (с учетом времени работы почты) не был получен или он не устраивает, то можно обращаться в суд.
Досудебная претензия позволяет заявить о серьезности своих намерений, что помогает решить спор без обращения в суд. Причем довольно быстро, что в случае личного авто действительно важно. Страховые компании дорожат своей репутацией и временем, поэтому при сильной правовой позиции второй стороны могут предпочесть не давать делу дальнейший ход и выполнить требования в полном объеме. Как правило, это касается просрочек выплат и сроков ремонта, прописанных в законодательстве. Все усложняется, если конфликт возник при оценке ущерба старого авто и поломок, которые могли быть результатом износа. В этом случае досудебная претензия может стать только первым шагом в разбирательстве.
Жалоба в контролирующие органы
Чтобы инициировать проверку деятельности страховой, можно обратиться в прокуратуру, ЦБ или Российский союз автостраховщиков (РСА). Это можно сделать лично, через почту или портал Госуслуги. Этот этап не является обязательным. Кроме того, важно понимать, что данные службы не смогут заставить страховую выплатить положенную сумму или произвести ремонт. Они могут лишь разобрать действия страховой и выписать штраф за нарушения.
Проверки не любит никто, но в спорных ситуациях жалоба вряд ли сильно напугает страховую и ее юристов. Если стоит задача быстрее получить компенсацию или отремонтировать машину, то после получения ответа на претензию стоит сразу готовить документы в суд.
Судебное урегулирование разногласий
Для судебного разбирательства нужно составить иск и собрать пакет документов. Лучше привлечь для этого юриста, так как страховая однозначно прибегнет к услугам штатного или приглашенного специалиста.
В пакете документации для искового заявления должны быть: полис ОСАГО, протокол и извещение о ДТП, выписка из полиса виновника аварии, досудебная претензия, квитанции об оплатах. Однако полный комплект будет включить и другие документы, например, заключения экспертизы или медицинские освидетельствования. Плюсом обращения в суд является возможность кроме основной суммы взыскать моральный ущерб, неустойку и оплату услуг юриста.
Ход разбирательства напрямую будет зависеть от обстоятельств дела. Если решение будет в вашу пользу, то на руки будет выдан исполнительный лист. С ним нужно обратиться в страховую, которая в определенные сроки должна выполнить требования суда. Если этого не произойдет, то можно обратиться в службу приставов. Они принудительно взыщут положенную компенсацию, в том числе имеют право арестовать средства на счетах компании и принадлежащее ей имущество.
Другие способы получить возмещение ущерба
Иногда случается, что получить выплаты по ОСАГО не представляется возможным. Например, когда страховщик становится банкротом или у него отзывается лицензия. В результате на банковском счету компании просто может не быть достаточно средств, чтобы выдать компенсацию. Если процедура банкротства уже началась, то можно обратиться с заявлением в Арбитражный суд. Если у компании отозвана лицензия, то можно запросить компенсацию в РСА.
В некоторых обстоятельствах бывает выгодно получить возмещение у виновника ДТП или его наследников. Это вполне распространенная практика, однако в этом случае необходимо учитывать финансовые возможности стороны.
Если вам нужна помощь юристов, то специалисты компании «Простые решения» готовы помочь. Чтобы понять перспективы дела и вероятность взыскания возмещения, позвоните или напишите нам. Устная консультация будет для вас бесплатной.