Арбитражные споры затрагивают взаимоотношения индивидуальных предпринимателей, частных компаний и государственных организаций. Это одни из самых сложных дел в юридической практике, а цена ошибки здесь — риски затянуть судебные разбирательства на несколько лет.
Для арбитражных споров досудебное урегулирование является обязательным. Если оно не привело к результату, то можно обратиться в суд. Здесь мы расскажем, как проходит судебное урегулирование арбитражных споров и как избежать возможных сложностей.
Особенности судебного урегулирования
Судебные разбирательства по арбитражным делам часто имеют затяжной характер. Особенно когда речь идет о репутации компании и значительных суммах. Кроме того, затягивание процесса может быть выгодно второй стороне. Так появляется время выстроить стратегию, скрыть активы или подготовиться к банкротству.
Основной критерий для принятия решения судьей в арбитражных спорах — это доказательства в письменной форме. Поэтому важно подкреплять свои требования и правовую позицию соответствующими документами: договорами, доказательствами неисполнения требований, отказом искать решение на досудебном этапе, заключениями экспертов о некачественно выполненной работе.
Подача иска
Для инициирования судебного процесса одна из сторон должна подать исковое заявление. Оно должно включать: данные о сторонах и судебной инстанции, информацию о досудебной претензии, суть претензий и конкретные требования, обоснование позиции, перечень приложенных документов.
В пакет документации кроме иска, договора, претензии нужно включить уставные, бухгалтерские и финансовые документы, результаты экспертизы и деловую переписку. Если обращение в суд было делегировано юристу, то необходимо указать это в тексте заявления и приложить доверенность.
Передать исковое заявление в арбитражный суд можно лично, по почте заказным письмом, по электронной почте с заверением усиленной квалифицированной электронной подписью.
Этапы разбирательства
Разбирательство в суде первой инстанции состоит из принятия иска, ознакомительного предварительного заседания, рассмотрение спора и вынесения решения. После этапа рассмотрения судья удовлетворяет иск или отказывает в его удовлетворении. Обычно вынесение решения занимает 3 месяца, но некоторые споры в арбитражном суде могут решаться в упрощенном порядке. В этом случае срок разбирательства составляет 2 месяца без возможности продления.
После у проигравшей в споре стороны есть 30 дней (15 при упрощенном порядке) на то, чтобы подать апелляцию. Апелляционный суд проверяет вынесенные постановления на законность и обоснованность. Судья рассматривает дело и принимает по нему новое решение.
Если апелляция не была подана, то решение вступает в законную силу. Оспорить его возможно только в кассационной инстанции в течение 1 месяца. Кассационный суд может отменить предыдущие решения и возвратить дело на повторное рассмотрение в арбитраж.
Верховный суд контролирует работу всех судов общей юрисдикции и может давать разъяснения по отдельным делам. В него также можно обратиться для обжалования как до, так и после принятия решения.
Исполнение решения
Результатом обращения в суд становится судебное предписание, которое проигравшая сторона обязана исполнить в установленный срок. Если этого не происходит, то дело можно передать службе судебных приставов. Они имеют право принудительно списать задолженность, а также наложить арест на его счета и имущества. Если судебный пристав будет бездействовать, то можно подключить к решению вопроса своего юриста.
Как избежать возможных сложностей
К сожалению, полностью избежать сложностей в процессе не получится. Хотя бы потому, что влиять на вторую сторону практически невозможно. Представители компании или их юристы могут предоставлять новые документы на заседании или требовать провести независимую экспертизу тогда, когда она не является существенной. В ход могут пойти «прогулы» заседаний и приглашения заинтересованных третьих лиц на конечном этапе процесса.
Однако можно сделать все возможное со своей стороны: отправлять копии всех документов для ознакомления до заседания, выявить и привлечь третьих лиц на первоначальных этапах процесса. Если вторая сторона систематически затягивает процесс, то необходимо акцентировать на этом внимание судьи.
А главное — подготовить выигрышную правовую позицию на этапе подачи искового заявления и подкрепить ее документами.
Компания «Простые решения» осуществляет юридическую поддержку для бизнеса. В нашем штате опытные юристы, бухгалтеры и специалисты по кадрам, которые помогают решать задачи разной сложности. Мы работаем прозрачно и прописываем все этапы взаимодействия в договоре, включая их стоимость. Если вам нужна консультация и помощь в решении спора, то позвоните или напишите нам.