Покупка любого товара сопряжена с определенными рисками. В нем может быть скрытый дефект или отсутствовать часть комплектации. В случае выявления недостатков закон стоит на стороне потребителя, а решение проблемы должно быть произведено силами продавца. Причем в ограниченные законом сроки. Если договориться и возместить убытки по факту обращения не получается, то в адрес виновной стороны можно направить письменную претензию. Она позволит зафиксировать просрочку обязательств и в последствии получить компенсацию с учетом пени. В ней обязательно прописываются предъявляемые требования и намерение обратиться в суд. Однако продавец не всегда спешит ни возместить ущерб, ни даже ответить на претензию. В данной статье мы опишем план действий в случае, когда реакции на обращение так и не последовало.
Сроки ответа на претензию
Претензия — документ с требованием исполнить какие-либо обязательства. Формально продавец может не отвечать на обращение, а в указанные в законе сроки выполнить запрос. Время, отведенное на разрешение ситуации, зависит от рода требований.
В законе «О защите прав потребителей» (ст. 20, ст. 21, ст. 22) прописаны предельные сроки для удовлетворения различных требований покупателя. Они действуют для физических лиц, которые приобретают товар для личных нужд. На возврат денег по расторжению договора отводится 10 дней. Обмен товара ненадлежащего качества должен быть произведен в течение 7 дней или 20 дней при необходимости проверки. Предельный срок ремонта товара — 45 дней, включая время на экспертизу поломки. Если покупатель является ИП или юридическим лицом, то крайний срок удовлетворения требований составляет 30 календарных дней с момента получения претензии. Иное может быть прописано в договоре, тогда срок рассчитывается в соответствии с данными документа.
Важно! Начало исчисления периода зависит от момента, когда продавец получает претензию. Документ может быть передан лично под подпись, но чаще отправляется заказным письмом. В связи с этим нужно учитывать сроки доставки и хранения письма на почте. Отправление может доставляться до почтового отделения 7-10 дней и храниться там до 30 дней.
Чтобы говорить об отсутствии ответа продавца, нужно посчитать точные сроки. В них должно входить как время на доставку письма с претензией, так и письма с ответом на нее. В противном случае можно попасть в невыгодную для себя ситуацию. Например, инициировать судебное разбирательство, когда продавец предложил быстрый и комфортный вариант решения спора.
Действия по истечению срока ответа
Продавец имеет право отреагировать на претензию по своему усмотрению: удовлетворить требования полностью или частично, предложить свое решение или отказать, сославшись на какие-то причины. Если предложенный вариант не устраивает покупателя, то он может подать иск в суд. Ответ на претензию при этом включается в пакет документов.
В случае молчания продавца тактика фактически не меняется. После истечения разумных сроков доставки почтового отправления можно начинать активные действия. Наличие официальных разъяснений второй стороны при этом не является обязательным.
Чтобы повлиять на ситуацию, можно отправить жалобу в Роспотребнадзор. Он произведет проверку, по результатам которой может быть наложен штраф. Одновременно стоит начать подготовку пакета документов для суда. Его состав зависит от конкретного случая. Это могут быть копии договора, заявления, претензии, чеков, экспертизы и других документов, относящихся к делу. Они дополняются исковым заявлением. После проведения заседания будет вынесено решение. В ходе судебного разбирательства отсутствие ответа на претензию может сыграть в пользу пострадавшей стороны. Судья имеет право расценивать сложившуюся ситуацию, как согласие продавца с требованиями покупателя. Кроме того, к взысканию может быть назначена не только сумма, указанная в документе, но и штраф в размере 50% от суммы требования.
Однако продавец, узнав об обращении в суд, скорее всего прибегнет к помощи юриста. Специалист тщательно проверит заявление, претензию, договор и другие документы, которые относятся к делу. В том числе правильно просчитает сроки, в которые покупатель должен был предъявить требования. Любые несоответствия и неточности будут использованы для защиты позиции продавца. Покупателю это грозит потерей времени, сил и денег.
Консалтинговая группа «Простые решения» поможет вам разобраться в спорной ситуации. Наши специалисты могут подключиться к процессу в любой момент: от составления претензии до участия в судебных разбирательствах. Помощь грамотных юристов — залог защиты ваших прав и возмещения ущерба в максимально возможном размере.