Любая сделка потенциально может привести к разногласиям. Это касается как взаимодействия юридических и физических лиц, так и договоров между компаниями.
Если одна из сторон не согласна с качеством товара, сроком оказания услуг или оплатой, то она может подать письменную претензию. Делается это не просто так, а с прицелом на возможные судебные разбирательства. От реакции на документ будет зависеть многое. Причем молчание в этом случае так же губительно, как и необдуманный ответ.
В этой статье мы расскажем: что можно сделать для защиты своих интересов после получения претензии. Правильные действия на этом этапе могут стать основанием для прекращения спора или выигрыша дела в суде.
Как нужно отреагировать на претензию?
Претензия может быть передана лично в руки под подпись, отправлена заказным письмом и продублирована на электронную почту. После получения документа начинается отсчет времени, который выделяется на ответ и/или удовлетворение требований. Границы сроков на реакцию второй стороны прописаны в законе «О защите прав потребителей» (ст. 20, ст. 21, ст. 22).
Время ответа в адрес физических лиц:
- возврат денег при расторжении договора — в течение 10 дней,
- обмен товара ненадлежащего качества — 7 дней или 20 дней при необходимости проверки,
- срок ремонта товара — 45 дней, включая время на экспертизу.
Для юридических лиц временные рамки другие:
- на разрешение любых ситуаций отводится не более 30 календарных дней, когда иное не было прописано в договоре.
Если не отправить в указанные сроки письмо с описанием своей позиции, то это может сыграть на пользу заявителю. Он начнет собирать пакет документов для суда, где будет указан факт отказа от ответа. Практика говорит, что это может быть воспринято судьей, как признание вины и уклонение от исполнения обязательств. В связи с этим необходимо сформулировать свое видение ситуации и отправить ответное письмо, не нарушая указанные в законе сроки.
Какой ответ на претензию нельзя будет использовать в споре?
Любое ответное письмо будет изучаться заявителем и неизбежно станет частью спора. Вопрос в том, как не ухудшить свое положение или отсрочить судебные разбирательства. Для этого крайне важно заранее проработать свою правовую позицию и аккуратно подобрать формулировки.
Избежать развития ситуации можно либо в случае очевидно неправомерных требований или полного согласия с претензией. Все остальные варианты так или иначе приведут к разбирательствам: досудебным или судебным.
Здесь многое будет зависеть от желания заявителя довести дело до конца, а также от выбранной тактики защиты. Не исключено, что в ряде ситуаций действительно будет достаточного одного грамотного ответа. Но полагаться только на это не стоит, нужно мыслить наперед.
Как выбрать правовую позицию для ответа?
На претензию можно ответить в разном ключе. В ее тексте может содержаться: отрицание и указание на ошибки, опровержение доводов, частичное или полное согласие. Документ с любым содержанием при развитии спора станет частью пакета документов для суда.
— Отрицание и указание на ошибку.
Именно с этого варианта стоит начать. Особенно в случае споров между компаниями, где досудебный порядок обязателен. Этот способ используется, когда заявитель не представил убедительных доказательств или допустил неточность в тексте претензии. Например, не указал на нарушение, не сослался на положение договора и законодательства, не описал способ урегулирования, не прислал перечисленные в тексте вложения. В ответном письме достаточно указать на это и не обосновывать свою позицию по существу. Это покажет вас с положительной стороны для суда, а претензия с ошибками им принята не будет.
— Опровержение доводов.
Если претензия оформлена правильно, то можно не согласиться с ее положениями. Здесь понадобится указать факты, доказательства и ссылки на законодательство, которые являются опровержением. Нужно хорошо подготовиться, потому что те же доводы придется использовать и для защиты в случае судебных разбирательств.
— Частичное или полное согласие.
При желании исправить свою ошибку или сохранить деловые отношения можно признать вину. Для этого нужно написать соответствующий ответ и/или выполнить требования. Когда правомерными на ваш взгляд являются лишь некоторые претензии, то нужно признать их частично и призвать к обсуждению вариантов решения ситуации.
Что нельзя включать в текст ответа на претензию?
Стратегия будет зависеть от выбранной правовой позиции. Если вы используете тактику отрицания, опровержения или частичного согласия, то нельзя включать в ответ доводы контрагента, с которыми вы не согласны. То есть указывать суммы и документы, которые вы собираетесь оспаривать. Иначе вы своими руками перезапустите сроки исковой давности, даже если они давно завершены. Кроме того, не просите предоставить рассрочку или не начислять неустойку. Это тоже будет косвенным признанием невыполненных обязательств.
Однако этот перечень не полный: многое зависит от сути требований и конкретных формулировок. Разбираться в каждом случае стоит индивидуально, с учетом всех обстоятельств.
Как проверить претензию на возможные риски?
Человеку без юридического образования бывает сложно понять, как могут быть использованы те или иные положения в письменном ответе. Даже безобидные на первый взгляд фразы могут обернуться дополнительными сложностями.
Когда дело доходит до суда, то заявитель с большой долей вероятности обратится за помощью к юристу. Ведь в случае выигрыша дела его услуги могут быть для него совершенно бесплатными. Они просто будут взысканы вместе с моральным ущербом с проигравшей стороны.
Мы поможем вам защитить свои права и составим ответ на претензию, которая позволит занять выгодную позицию. Вам не придется учиться на своих ошибках или вычитывать законодательные акты. Необходимый документ будет юридически грамотным, учитывающим сложившуюся судебную практику и готовым к нужному вам сроку. Позвоните или напишите, чтобы получить бесплатную устную консультацию или заказать оформление документа.