Под реорганизацией в форме присоединения подразумевается процесс ликвидации одной или нескольких компаний с передачей всех прав и обязанностей организации-преемнику на основании п. 2 ст. 58 ГК РФ, п. 1 ст. 53 ФЗ № 14 «Об обществах с ограниченной ответственностью».
Алгоритм процесса
Наглядно процедуру реорганизации в виде присоединения можно представить следующим образом:
компания № 1 + компания № 2 + компания № 3 = компания № 3
В результате компании № 1 и № 2 прекращают свою деятельность и исключаются из ЕГРЮЛ. Компания № 3 становится их правопреемником по всем правам и финансовым обязанностям, включая налоги и сборы (ст. 50 НК РФ).
Компания № 3 также получает:
- все имущество реорганизованных юридических лиц;
- дебиторскую задолженность;
- запасы;
- доходы от размещения средств в финансовые инструменты.
Когда целесообразна реорганизация в форме присоединения
Процедура направлена на решение различных бизнес-задач, хотя в ряде случаев используется для «быстрой» ликвидации. Обычно данная форма используется для:
- консолидации имущества юридического лица;
- присоединения убыточных или неэффективных направлений бизнеса к прибыльному процессу;
- погашения накопленных долгов одной компании перед другой;
- оптимизации налогообложения (правопреемник может покрывать убытки по присоединившимся организациям в соответствии с Постановлением Президиума ВС РФ от 24.07.2012 № 3546/12).
Алгоритм процедуры
Реорганизация в форме присоединения требует существенных временных затрат и знаний тонкостей законодательства. Этой процедуре всегда предшествует подготовительный этап.
Подготовка и проведение общего собрания
Для принятия решения каждому присоединяемому обществу необходимо создать общее собрание, поскольку этот вопрос находится в их компетенции (с п. 2 ст. 33 ФЗ № 14). Каждая компания, которая планирует присоединиться, проводит его самостоятельно. Инициатором может выступать исполнительный орган, учредитель, аудитор или иное заинтересованное лицо.
В рамках собрания решаются следующие вопросы:
- одобрение выбранной формы реорганизации;
- определение порядка и условий процедуры;
- утверждение макета договора и акта передачи;
- установление сроков проведения инвентаризации для сверки имеющихся активов.
Отдельно остановимся на решении о присоединении. В этом документе необходимо отразить:
- стоимость передачи активов правопреемнику (рыночная, остаточная, балансовая);
- порядок формирования уставного капитала;
- особенности распределения чистой прибыли за отчетный период.
Требования к договору о присоединении не зафиксированы на законодательном уровне. Обычно используется типовая форма, предусматривающая следующие положения:
- сроки проведения собрания;
- реквизиты каждого участника (юридического лица);
- условия присоединения;
- порядок координации мероприятий;
- величину уставного капитала новой компании;
- стоимость передаваемых активов.
Инвентаризация активов проводится в соответствии с требованиями ст. 11 ФЗ № 402 «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011. Для этих целей формируется специальная комиссия. Несмотря на отсутствие обязанности сверки расчетов с ИФНС, рекомендуем не игнорировать этот вопрос, чтобы исключить споры по налогам и сборам в перспективе (п. 2.1 Приказа ФНС РФ от 20.12.2018 № ММВ-7-19/822@).
Уведомление ИФНС
Контролирующий орган необходимо уведомить о принятом решении в течение 3-х рабочих дней с момента проведения собрания (п. 1 ст. 60 ГК РФ).
Пакет документов включает:
- уведомление по унифицированной форме Р12003;
- договор присоединения, оформленный в соответствии с требованиями ст. 428 ГК РФ;
- документ о проведении общего собрания присоединяемой компании;
- протокол общего собрания головной компании.
В соответствии с п. 1 ст. 32 НК РФ ИФНС, проводит сверку уплаты налогов с каждым присоединяемым обществом. По итогам участникам направляется акт.
При отсутствии недочетов и ошибок в пакете документов в течение 5 рабочих дней ИФНС предоставляет на каждую реорганизуемую компанию выписку ЕГРЮЛ с соответствующей отметкой.
Публикация в СМИ
После предоставления пакета документов в ИФНС реорганизуемые общества должны опубликовать информацию о начале процедуре в СМИ — в журнале «Вестник государственной регистрации». Отведенный срок по закону — в течение 5 рабочих дней. Через месяц информацию необходимо отразить заново.
Требование по уведомлению кредиторов не является обязательным. Однако, для исключения спорных ситуаций рекомендуем оповестить заинтересованных лиц заказным письмом с объявлением о вручении.
Сведения о реорганизации также необходимо внести на портал Федресурса. Такое требование действует с 2019 года. Для подписания потребуется ЭЦП юридического лица или компании.
Проведение общего собрания всеми участниками
Целью мероприятия выступает решение двух ключевых вопросов:
- согласование или внесение изменений в устав и/ или учредительный договор головной организации;
- выбор исполнительного органа.
Уведомление персонала
Реорганизация в форме присоединения не означает, что с работниками прекращаются трудовые договоры. При их согласии вносятся корректировки в документы с учетом новых реквизитов работодателя.
Уведомления лучше направить в письменном виде, прописав все права и обязанности сотрудников. Желательно ознакомить весь персонал под роспись.
Ситуация с управляющим составом обстоит иначе. В случае смены собственника активов возможно увольнение руководителя и главного бухгалтера в течение 3-х месяцев с момента окончания реорганизации.
Подача документов в ИФНС
Пакет направляется в контролирующий орган по месту регистрации головной организации. Он включает заявление о государственной регистрации (форма Р12016) и документы, подтверждающие факт реорганизации в форме присоединения. При отправке через нотариуса или электронные каналы не нужно оплачивать госпошлину.
Запрос в ПФР направляется самостоятельно в ПФР. При отсутствии недочетов принимается решение о ликвидации заявителей, и выдаются подтверждающие документы (лист записи и учредительный договор/устав с отметкой о регистрации).
Внимание! При предоставлении бумажного пакета документов потребуется нотариальное заверение подписи на заявлениях Р 13014 и Р12016. В случае передачи через электронный канал обращение к нотариусу не требуется, поскольку весь архив подписывается усиленной ЭЦП юридического лица.
Типичные ошибки
- Нарушение срока уведомления ИФНС о реорганизации. В результате на должностные лица, ответственные за процедуру, могут быть наложены штрафы.
- Некорректное составление передаточного акта и разделительного баланса. Несмотря на отсутствие унифицированной формы, данные документы должны содержать основные реквизиты и положения, отраженные в Приказе Минфина РФ № 4н «О формах бухгалтерской отчетности организации» от 13.01.2000 г.
- Игнорирование инвентаризации бухгалтерской документации. Правопреемник не сможет наладить эффективный документооборот на принципах непрерывности и достоверности.
- Неправильное определение объекта налогообложения при передаче имущества. Реорганизация не предусматривает дарение или безвозмездную передачу активов.
- Ошибки в новом учредительном документе, договоре о присоединении или заявлениях.
- Несвоевременная публикация информации в Вестнике государственной регистрации.
Итак, реорганизация через присоединение требует точного соблюдения всех этапов, корректного проведения инвентаризации и составления всех документов. Для исключения штрафов и удлинения сроков оптимальным вариантом станет передача этой ответственной задачи профессиональным юристам.
Наша команда специалистов возьмет на себя весь процесс по реорганизации юридического лица. Проведем процедуру качественно и с гарантией положительного результата. Подробная информация предоставляется в рамках первой консультации.